KeylSunders: Wolf Kitses: Habemus papam t.co/VsXpq2LbJg Очень занятные неглупые параллели. Стоит внимательно почитать и подумать.
А тут репостну:
Оригинал взят у в Habemus papam
Думая о выборе главой католической церкви аргентинского иезуита, с одной стороны правого, с другой – друга бедняков и скромной жизни, нашёл точную аналогию в книге немецкого медиевиста Отто-Герхарда Эксле «читать дальше ». Один из «очерков» («Бедность и призрение бедных около 1200 г.» посвящён движению добровольной бедности на религиозной основе в 11-12-13 вв. читать дальше Тогдашнее общество вдруг столкнулось с проблемой бедности и не знало, как её разрешить, не имело идей и институций. В силу целого ряда причин – и рост населения, и увеличение феодального гнёта – вдруг выяснилось что бедняков очень много, особенно в городах, а традиционные возможности призрения бедных (с трудоустройством) исчерпаны. Это делали преимущественно монастыри, но они а) остались в сельской местности и б) всё больше увлекаются ведением хозяйства с выжиманием причитающегося из крестьян, нежели христианскими обязанностями. В 11-12 веке, пишет Эксле, общество вдруг осознаёт, что количество бедняков и тяжесть их страданий, особенно в городах, где всё на виду/на слуху, угрожает существующему социальному порядку. Плюс всякое плодящееся социальное зло, особенно терпимое обществом, отвращает от веры людей умных и нравственно чутких (так стал неверующим получивший теологическое образование Чарльз Дарвин).
И вот на пике мучений от бедности низших классов возникает и ширится движение добровольной бедности на религиозной основе среди классов имущих (сам очерк посвящён наиболее известной фигуре этого движения, св.Елизавете Тюрингской, дочери венгерского короля и жены одного из могущественнейших немецких князей). Первым на эту параллель указал видный участник движения, Жак де Витри. Прежде чем быть рукоположенным в чин епископа Аккона в 1216 г., он учился в Париже, был в Льежском диоцезе священником, членом канониката августинцев в Иоиньи (Oignies) в окрестностях Льежа, проповедником крестовых походов (в том же очерке показывается, что проповедь крестовых походов среди низов было другим способом решить проблему бедности, на которое автоматически выруливало тогдашнее общество).
«Жак де Витри разворачивает перед взором своего читателя картину движения [добровольной] бедности [среди господ] в его многочисленных проявлениях с конца 11 в., оставляя при этом за рамками еретические или склоняющиеся к ереси группы (например, вальденсов). Он рассказывает о движении еремитов, а также о новых формах бенедиктинского монашества (например, о цистерианцах),о живущих по правилу августина регулярных канониках и премонстранцах. К этим 3-м образам благочестивой жизни – еремитов, монахов и каноников – Жак де Витри добавил затем четвёртый (quarta religionis institutio) – ordo Францизска Ассизского, т.е. religio братьев-миноритов (fratres minores) и поистине малых, которые в приверженности бедности древней Церкви (primitive ecclesia) и образу жизни апостолов (vita apostolica) превосходят всех остальных и нагими следуют нагому Христу. Строго исполняя увещевание Христа (Мф. 10:9)[2], они отказались от всего:
«У них нет монастырей или церквей, нет пашен, виноградников или скота, нет домов и иного имущества, ничего, где они могут преклонить свою голову». В этом Жак де Витри усматривал достижение совершенной идентичности с вынужденной бедностью. В прочем, в движении бедности он видел не только обновление (renovatio), он ясно распознавал и угрозы, которые оно таило в себе, и не умолчал о сомнительных, даже тёмных сторонах его истории как истории неосознанного самообмана, а также сознательного обмана других»[3]. С этой точки зрения упоминавшиеся в другой связи противопоставление Фулько из Нейи и Францизска Ассизского и характеристика обоих как «бедных идиотов» обретают более глубокий смысл».
О.Г.Оексле, 2007. Бедность и призрение бедных около 1200: к вопросу о понимании добровольной бедности Елизаветы Тюрингской. // Действительность и знание. Очерки социальной истории средневековья. М.: НЛО. С.223-224.
Переводя этот пример на наше время, мы видим, что кризис не только обострил социальные язвы капитализма, но и посеял массовые сомнения в «естественности» системы, люди – активные, умные - стали ею тяготиться, думать о её конечности, подыскивать замену и пр. (п.12). Особенно в третьем мире, где страдания людей максимальны; как сказал кто-то из немецких левых католиков, деньги, даваемые нашим братьям из Латинской Америки, только увеличивают вину перед ними, ибо заработаны именно тем способом, который ответственен за их страдания.
И как бы в ответ на все эти вызовы католическая церковь - важнейшая опора капиталистического «мира насилья», - избирает главой человека, способного наладить социальную мимикрию вроде вышеописанной, как способ отвлечь людей от решения проблемы по существу – замены капитализма коммунизмом. Важно, что лишь последний даёт качество человеческих отношений, наиболее приближенное к христианскому идеалу – но никак не исторической практике. К слову, в нашей стране нечто подобное давно проделывается.
P.S. О его предшественнике хорошо написала Синяя Ворона.
[1] Резкий противник «теологии освобождения», не имел ничего против местной военной хунты, но и, как говорят, сдавал ей священников левых взглядов (Прим. от меня: после долгих разборок обелен полностью, но в любом случае, аргентина - дело далекое)
[2] "Не берите с собой ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни 2-х одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания"
[3]Ср.: Жак де Витри приводит в своей Historia occidentalis причинно-следственную цепочку состояний religio - paupertas - divitae (cap.20), а также многочисленные упоминания о мошенниках-псевдопроповедниках, которые богатели на этом движении бедности (cap.10), о подобных явлениях в новообразованных госпиталях и домах призрения бедных (сар.29), о «ложных канониках» (сар.30) и в целом о мотивах людей, использовавших движение бедности в корыстных целях (сар.33)