Primo: ad quid?
24.12.2013 в 18:29
Пишет Yin:Ну и про теневой субъективизм, по горячим следам.
<<< Начало тут.
Я вот думала, как про него рассказать, чтобы легко было схватить в общем-то довольно абстрактную тему. Интуитивно-то можно и так догадаться, почитай, вряд ли найдется хоть один человек, который не знает, что такое юнговская Тень; и уж наверняка найдутся те, кто сможет сложить термины "Тень" и "субъектность" в одно понятие.
читать дальше
Ну и так, для общего развития: Субличности и травматическое отщепление.
И Слово о зависимостях.
Итак, у нас есть субъектность и есть Тень.
Субъектность, она же личность, оно же Истинное Я, она же душа, она же Самость, он же Играющий/Искренний/Свободный Ребенок, он же Бог (в каком-то из пониманий) и еще десяток терминов, отличающихся только тем, к какой теории их прикладывают.
Субъектность стремится к реализации (вспомните Маслоу и его прекрасную пирамиду).
Возможность выражать себя, демонстрировать, иметь автономность и достигать целей, свободно удовлетворять свои потребности, по сути, является конечной целью субъектности - причем "целью в себе", или, как выражался Чиксентмихайи в своем замечательном "Потоке", аутотелическим переживанием, цитирую: Оптимальное переживание – это именно то, что в обыденной жизни люди называют «счастьем». Это переживание такой силы и глубины, что люди готовы затратить очень много усилий, лишь бы повторить его. Деятельность, в которой оно возникает, несет цель и удовлетворение сама в себе и потому называется аутотелической (от греческого аутос – «сам, самостоятельный», телос – «цель»).
Проще говоря, выражать себя, существовать в самом глубоком из всех смыслов этого слова - это и есть конечная цель субъектности. Ну а достигать всего этого позволяют все потребности, которые стоят в пирамиде Маслоу до самореализации. Они составляют базу, на которой переживание своего существования возможно.
Но в то же время, вместе с удовлетворением базовых потребностей субъектность также удовлетворяет потребность в существовании, потому что даже просто чувствование своих потребностей возвращает человека к себе.
Человек рождается и растет, подгоняемой этой жаждой существования... но не всегда.
Субъектность можно терять сотнями разных способов. Она может недоразвиться в нарциссическом спектре расстройств; развалиться в шизофреническом спектре; прятаться от мира в аутистическом и быть зажатой в броню у эпилептоидного спектра.
Ее могут сожрать нарциссические родители и гендерные стереотипы (сюрпрайз, и у женщин, и у мужчин). Она теряется в потоке "должен" и "надо"; она отдается на прокорм ненасытным энергетическим вампирам.
И при этом является столь неуловимой и эфемерной - нельзя назвать, нельзя сформулировать, нельзя поймать за хвост и упрятать в банку, а потом доставать по необходимости.
Существуют тысячи инструкций, как жить в мире с собой, найти свою Золотую жилу, как приблизиться к Богу и так далее - и это убедительно доказывает неуловимость собственной души.
Итак, в нашей душе (Самости/субъектности/воображении) и прочее есть желание и стремление существовать. Но - на пути этого желания встает реальность. А реальность такова, что в ней все... твердое. В смысле, физическое, осязаемое - в реальности не существует всяких абстрактных понятий любви, жизни, существования, безусловного принятия и все такое прочее.
А в реальности все эти понятия становятся... ну, твердыми. Осязаемыми. Абстрактные идеи и понятия становятся конкретными вещами. Изящное - движениями танца; любовь - объятиями; внутренний конфликт - осмысленными буквами в ряд.
И вот в этом провале, в этом разрыве между тем, к чему стремится субъектность, и тем, как она может выразить себя в реальности, и кроется человечность. И этот разрыв всегда будет, а потому всегда будет движение и развитие.
Ребенок, вырастая, учится существовать. Учится жизни; учит, что приемлимо и нет; что вредно, а что полезно; что ему по силам, а что нет; что он может сделать и чего нет; где его границы и где он свободен. Он получает с взрослением знания и инструменты, на котором его окружение пишет ему: "Вот с помощью этого и живи".
Выдают всем разное. Кому-то повезет больше, кому-то меньше. Некоторым наложат всего и разного и с горкой, а кому-то достанется молоток и зубило на все случаи жизни.
Над провалом между воображаемым и реальным тянутся множество цепочек. Одна из самых простых и функциональных (жаль, не могу найти ее подробное описание в дневнике):
Потребность - желание - цель - действие - результат.
Потребность - некое неопределенное ощущение недостатка (Хочу есть).
Желание - опредмеченная потребность (Хочу съесть макарон).
Цель - основанное на опыте предположение, каким образом желание может быть выполнено (Щас пойду на кухню и съем макарон).
Действие - претворение цели в жизнь (Иду на кухню и ем макароны).
Результат - удовлетворение потребности или негативная обратная связь (Я сытый/Не, макарон мало, чего бы еще поесть).
И опять, я писала про это (если вдруг кто помнит, где, подскажите): эта цепочка может рваться. Я хочу есть макарон, но я же на диете, поэтому пойду вместо утоления голода позанимаюсь.
Отбрасывая все лишние подробности, если цепочка разорвалась, потребности остаются неудовлетворенными.
И вот тут в дело вступает самая настоящая некромантия.
Первыми, аки зомби из могилы, поднимаются зависимости - ходячие трупы сгнивающих потребностей. Корни зависимости - в болезненном ощущении несуществования, невозможности реализовать себя вне своего существа-вещества-баловства. Зависимость позволяет ходить, говорить, функционировать - но это то же самое, что поднимать труп. Субъектность в зависимостях мертва, но ходит.
А все, что не умерло и не стало зомби, превращается в мстительных призраков и демонов. Это постоянное внутреннее напряжение, ощущающееся как постыдное, или страшное, или разрушительное. Это вот то, что заставляет людей считать "Если всем дать полную свободу, все начнут убивать и насиловать". Это то, что заставляет считать людей человеческую природу злой; эти демоны, загнанные в клетку, сидящие внутри.
Мне вспоминается японская мифология и многочисленные рассказы о светлых духах, которые взаперти и в кандалах превращались в злобных демонов (вспомните конкретную сказку, расскажите).
Так же и несчастная Самость. Загнанная в клетку сначала родителями и их требованиями, а затем интериоризованным внутренним надсмотрщиком, она мечется, и в попытках освободиться рвет на куски и своего хозяина, и всех окружающих.
У психики есть много способов справляться с этим демоном. Его проецируют, диссоциируют, отрицают, сексуализируют, в общем - у каждого свой любимый путь.
Отвергнутые части Самости, субъектности, становятся Тенью. Тень имеет не меньше влияния, чем "светлая сторона" в лице сознания; просто она вынуждена действовать скрытно и осторожно.
А так как она отсечена от естественных ресурсов организма, она вынуждена красть их у себя и у других.
Так рождаются энергетические вампиры. Так рождаются преступники. Так рождаются самоубийцы. Так рождаются люди, для которых "худший враг - это ты сам". Так рождаются прокрастинаторы, "безэмоциональные люди", борцы со злом и все прочие "темные создания". Которые либо сами себя считают тьмой, либо активно борются с ней.
Что делать, да.
Я люблю слова и играть словами, но вот сейчас на этом месте, задумавшись и попытавшись сформулировать "что делать", у меня вышли только выразительные, но непонятные и непередаваемые текстом махания руками.
Я уже говорила, душу не поймать за хвост. Но ответ на вопрос "что делать" разлит в воздухе, в мелочах.
Он прячется в архетипичных историях, он сквозит сквозь тексты и слова интересных людей. Нет такой цели - "вернуть субъектность", также, как нет цели "быть счастливым".
Кажется, я немного слукавила и выразилась чересчур абстрактно и ни о чем; возможно, я даже не знаю действительно, что можно посоветовать. И это так, к сожалению, но больше я не знаю, что сказать.
Ну и, возможно, вот эта ссылка позволила бы немного удовлетворить любопытство и ответить на вопрос "Что делать".
URL записи<<< Начало тут.
Я вот думала, как про него рассказать, чтобы легко было схватить в общем-то довольно абстрактную тему. Интуитивно-то можно и так догадаться, почитай, вряд ли найдется хоть один человек, который не знает, что такое юнговская Тень; и уж наверняка найдутся те, кто сможет сложить термины "Тень" и "субъектность" в одно понятие.
читать дальше
Ну и так, для общего развития: Субличности и травматическое отщепление.
И Слово о зависимостях.
Итак, у нас есть субъектность и есть Тень.
Субъектность, она же личность, оно же Истинное Я, она же душа, она же Самость, он же Играющий/Искренний/Свободный Ребенок, он же Бог (в каком-то из пониманий) и еще десяток терминов, отличающихся только тем, к какой теории их прикладывают.
Субъектность стремится к реализации (вспомните Маслоу и его прекрасную пирамиду).
Возможность выражать себя, демонстрировать, иметь автономность и достигать целей, свободно удовлетворять свои потребности, по сути, является конечной целью субъектности - причем "целью в себе", или, как выражался Чиксентмихайи в своем замечательном "Потоке", аутотелическим переживанием, цитирую: Оптимальное переживание – это именно то, что в обыденной жизни люди называют «счастьем». Это переживание такой силы и глубины, что люди готовы затратить очень много усилий, лишь бы повторить его. Деятельность, в которой оно возникает, несет цель и удовлетворение сама в себе и потому называется аутотелической (от греческого аутос – «сам, самостоятельный», телос – «цель»).
Проще говоря, выражать себя, существовать в самом глубоком из всех смыслов этого слова - это и есть конечная цель субъектности. Ну а достигать всего этого позволяют все потребности, которые стоят в пирамиде Маслоу до самореализации. Они составляют базу, на которой переживание своего существования возможно.
Но в то же время, вместе с удовлетворением базовых потребностей субъектность также удовлетворяет потребность в существовании, потому что даже просто чувствование своих потребностей возвращает человека к себе.
Человек рождается и растет, подгоняемой этой жаждой существования... но не всегда.
Субъектность можно терять сотнями разных способов. Она может недоразвиться в нарциссическом спектре расстройств; развалиться в шизофреническом спектре; прятаться от мира в аутистическом и быть зажатой в броню у эпилептоидного спектра.
Ее могут сожрать нарциссические родители и гендерные стереотипы (сюрпрайз, и у женщин, и у мужчин). Она теряется в потоке "должен" и "надо"; она отдается на прокорм ненасытным энергетическим вампирам.
И при этом является столь неуловимой и эфемерной - нельзя назвать, нельзя сформулировать, нельзя поймать за хвост и упрятать в банку, а потом доставать по необходимости.
Существуют тысячи инструкций, как жить в мире с собой, найти свою Золотую жилу, как приблизиться к Богу и так далее - и это убедительно доказывает неуловимость собственной души.
Итак, в нашей душе (Самости/субъектности/воображении) и прочее есть желание и стремление существовать. Но - на пути этого желания встает реальность. А реальность такова, что в ней все... твердое. В смысле, физическое, осязаемое - в реальности не существует всяких абстрактных понятий любви, жизни, существования, безусловного принятия и все такое прочее.
А в реальности все эти понятия становятся... ну, твердыми. Осязаемыми. Абстрактные идеи и понятия становятся конкретными вещами. Изящное - движениями танца; любовь - объятиями; внутренний конфликт - осмысленными буквами в ряд.
И вот в этом провале, в этом разрыве между тем, к чему стремится субъектность, и тем, как она может выразить себя в реальности, и кроется человечность. И этот разрыв всегда будет, а потому всегда будет движение и развитие.
Ребенок, вырастая, учится существовать. Учится жизни; учит, что приемлимо и нет; что вредно, а что полезно; что ему по силам, а что нет; что он может сделать и чего нет; где его границы и где он свободен. Он получает с взрослением знания и инструменты, на котором его окружение пишет ему: "Вот с помощью этого и живи".
Выдают всем разное. Кому-то повезет больше, кому-то меньше. Некоторым наложат всего и разного и с горкой, а кому-то достанется молоток и зубило на все случаи жизни.
Над провалом между воображаемым и реальным тянутся множество цепочек. Одна из самых простых и функциональных (жаль, не могу найти ее подробное описание в дневнике):
Потребность - желание - цель - действие - результат.
Потребность - некое неопределенное ощущение недостатка (Хочу есть).
Желание - опредмеченная потребность (Хочу съесть макарон).
Цель - основанное на опыте предположение, каким образом желание может быть выполнено (Щас пойду на кухню и съем макарон).
Действие - претворение цели в жизнь (Иду на кухню и ем макароны).
Результат - удовлетворение потребности или негативная обратная связь (Я сытый/Не, макарон мало, чего бы еще поесть).
И опять, я писала про это (если вдруг кто помнит, где, подскажите): эта цепочка может рваться. Я хочу есть макарон, но я же на диете, поэтому пойду вместо утоления голода позанимаюсь.
Отбрасывая все лишние подробности, если цепочка разорвалась, потребности остаются неудовлетворенными.
И вот тут в дело вступает самая настоящая некромантия.
Первыми, аки зомби из могилы, поднимаются зависимости - ходячие трупы сгнивающих потребностей. Корни зависимости - в болезненном ощущении несуществования, невозможности реализовать себя вне своего существа-вещества-баловства. Зависимость позволяет ходить, говорить, функционировать - но это то же самое, что поднимать труп. Субъектность в зависимостях мертва, но ходит.
А все, что не умерло и не стало зомби, превращается в мстительных призраков и демонов. Это постоянное внутреннее напряжение, ощущающееся как постыдное, или страшное, или разрушительное. Это вот то, что заставляет людей считать "Если всем дать полную свободу, все начнут убивать и насиловать". Это то, что заставляет считать людей человеческую природу злой; эти демоны, загнанные в клетку, сидящие внутри.
Мне вспоминается японская мифология и многочисленные рассказы о светлых духах, которые взаперти и в кандалах превращались в злобных демонов (вспомните конкретную сказку, расскажите).
Так же и несчастная Самость. Загнанная в клетку сначала родителями и их требованиями, а затем интериоризованным внутренним надсмотрщиком, она мечется, и в попытках освободиться рвет на куски и своего хозяина, и всех окружающих.
У психики есть много способов справляться с этим демоном. Его проецируют, диссоциируют, отрицают, сексуализируют, в общем - у каждого свой любимый путь.
Отвергнутые части Самости, субъектности, становятся Тенью. Тень имеет не меньше влияния, чем "светлая сторона" в лице сознания; просто она вынуждена действовать скрытно и осторожно.
А так как она отсечена от естественных ресурсов организма, она вынуждена красть их у себя и у других.
Так рождаются энергетические вампиры. Так рождаются преступники. Так рождаются самоубийцы. Так рождаются люди, для которых "худший враг - это ты сам". Так рождаются прокрастинаторы, "безэмоциональные люди", борцы со злом и все прочие "темные создания". Которые либо сами себя считают тьмой, либо активно борются с ней.
Что делать, да.
Я люблю слова и играть словами, но вот сейчас на этом месте, задумавшись и попытавшись сформулировать "что делать", у меня вышли только выразительные, но непонятные и непередаваемые текстом махания руками.
Я уже говорила, душу не поймать за хвост. Но ответ на вопрос "что делать" разлит в воздухе, в мелочах.
Он прячется в архетипичных историях, он сквозит сквозь тексты и слова интересных людей. Нет такой цели - "вернуть субъектность", также, как нет цели "быть счастливым".
Кажется, я немного слукавила и выразилась чересчур абстрактно и ни о чем; возможно, я даже не знаю действительно, что можно посоветовать. И это так, к сожалению, но больше я не знаю, что сказать.
Ну и, возможно, вот эта ссылка позволила бы немного удовлетворить любопытство и ответить на вопрос "Что делать".
Очень освежает мозги.
Вотъ.
У автора ещё немало, строго говоря
Польза несомненна.